Разрешите представиться - меня зовут Михаил Денисов. В этом разделе я постараюсь рассказать вам, как старенький и невзрачный "Запор" постепенно превращается в оригинальный и стильный (хоть и небольшой) автомобильчик, котрый , скажу без лишней скромности, мог бы, в недалёком будущем стать достойным украшением коллекции любого любителя тюнингового ретро.
Вначале новшества и переделки не были столь масштабными. Они диктовались конкретными недостатками конструкции машины 60-х годов. Скорее это были мелочи, касавшиеся узлов, которые донимали более других. Устав бороться с запотеванием, например, я поставил электровентилятор на обдув лобового стекла, а "доставший" вечным подтеканием масла механический бензонасос уступил место электрическому. Электрооборудование тоже желало лучшего - на Жужике появился мощный BOSCH-евский генератор, что дало стабильное напряжение в бортовой сети, хотя и несколько увеличился расход топлива за счет повышения числа оборотов холостого хода - тянуть генератору стало труднее. Но зато у Жужика теперь фантастический головной свет 220(!) ватт галогенных ламп ВАЗовских фар и противотуманок типа Волга/КамАЗ". Без преувеличения скажу - в нашем городе второго горбатого с таким светом просто нет.
Говоря о недостатках Жужика, нельзя обойти стороной такую существенную его составляющую, как двигатель. Наши доблестные мелитопольские моторостроители, опираясь на опыт зарубежных коллег, изваяли этот агрегат, даже отдельные детали которого, как две капли воды напоминают старшего брата - двигатель воздушного охлаждения Фольксвагена "Жук", взятого за основу (как и МеМЗ) при разработке двигателя для автомобиля-легенды PORSCHE. Что вышло у "Порше" известно всему миру, что вышло у их мелитопольских коллег тоже не секрет. И не важно, кого лично мы должны благодарить за то, что отличную идею превратили в предмет насмешек, ведь наши конструкторы не глупее зарубежных. Важен результат - двигатель с ресурсом от силы 30-40 тыс. км пробега. И не маловато ли далеко не полных 30 л.с.(согласно заявленным в технических данных) для четырёхместного автомобиля? Попытки ездить на машине с таким двигателем, как на полноценной, с водяным охлаждением, приводят со временем к таким последствиям, как перегрев, потеря мощности и даже поломка коленвала. Многие владельцы "горбатых" жаловались на это. Впрочем, от таких неприятностей не застрахованы и владельцы "Жигулей" и др. Лично у меня на "горбатом" коленвал лопался дважды. Есть компетентное мнение, что это - конструктивный недостаток - видимо нагрузки на поршни и шатуны способны превысить запас прочности трёх-опорного коленчатого вала. Мы слышали об умельцах, которые форсировали ЗАЗовскую "тридцатку"(!), но переделки настолько уникальные и дорогостоящие(замена материала вкладышей и переделка опор коленвала, уменьшение хода поршня и т.д.). Очевидно, это не тот путь, это ближе к чудачеству "Кулибина", пытающегося что-то доказать самому себе. Хотя достойно похвалы и ещё раз доказывает, что "мы не глупее их" (то есть иностранцев).
Конечно замена двигателя на "горбатом" - это очень заманчиво, но это повлечёт за собой существенные изменения в ходовой части и значительные - в конструкции кузова. Приобретение самого двигателя в этом деле далеко не самое дорогостоящее мероприятие. Задача по силам только специалисту высокого класса, к тому же не обременённму материальными проблемами.
Как автослесарь, работающий на станции техобслуживания, я, естественно не мог не воспользоваться случаем лишний раз поднять Жужик на подъёмник, заглянуть снизу, сделать ревизию ходовой, вплоть до того, что подправить развал-схождение, поменять тормозные колодки, подшипники ступиц (благо, они те же, что и на нынешних "Запорожцах").
То есть, естественно, я не мог не заметить следы коррозии, коварно проступающие на кузове то тут, то там.
Как-то раз, вооружившись металлической щёткой и зачистив ржавое пятно на нижней части заднего крыла, я заметил, что ржавчина изрядно "поела" кузов, особенно по низу крыльев и решился несколько восстановить кузов, предварительно удалив ржавые детали оного. Процесс удаления ржавчины с помощью металлорежущего инструмента с довольно странным названием "Фортуна" (она же шлифовальная машина или "болгарка") так увлёк меня, что вскоре я заметил, что структуру асфальта можно изучать через вырезы задней части машины, не выходя из неё. Ну, а если быть точнее, половины задних крыльев и арок колёс уже не было...
Обычно в таких случаях ставят заплатки, восстанавливая силуэт деталей, шпаклюют, красят и т.д. Но как было не воспользоваться случаем придать Жужику более спортивный вид, сделать его чуть посерьёзнее! Расширить ему колею, а потом поставить широкие колёса, спойлера. Короче, идея сделать Жужику тюнинг кузова так и витала в воздухе. "Месяц, другой...", - размышлял я,- "и кузов преобразится." Пылящийся в углу сварочный аппарат придавал уверенности:"Ну и что? Не беда, что варить я не умею, вот и будет практика..."
Итак, силуэт обновлённого кузова рождался безо всяких эскизов, прямо по ходу работы, сразу в металле. Было очевидно, что для того, чтобы сохранить стиль машины, все кузовные детали должны быть округлые. Никаких прямоугольных, квадратных, треугольных форм. Задние фонари - овал, круг, но никаких жигулёвских и им подобных!
Все окружающие в мгновение ока превратились в экспертов по дизайну. Образовалась целая армия советчиков и критиков...Вспоминаются слова Генри Форда, что для того, чтобы парализовать , вывести из строя конкурентов, нужно наслать на них кучу советчиков и тогда работать они не смогут.
Самое подходящее время для работы - раннее утро или поздний вечер. Какие там два-три месяца?! Уже и год прошел, второй пошел...Двери будут открываться по ходу движения, как у всех нормальных машин. Почему? А вы никогда не ездили в машине, у которой на ходу распахивается дверь?
"Танцевавший" по дороге кузов покоится ныне на газонаполненных
амортизаторах SACHS.
Титановые диски? А почему бы и нет! И если на то пошло, не на 13, а на 14,
даже на 15 дюймов! Так ведь становятся! Во автомобиль!!!
Автолюк? Пожалуйста! Тем более настоящий, немецкий.
Капот на пневмопружине? Извольте!
Наружные зеркала заднего вида жигулёвские? Нет, фольксвагеновские,
с дистанционным управлением джойстиком! На Жужика - всё самое лучшее!
Автомагнитола? А как же!
Ну и что, не важно, что машине - почти 40 лет. Тюнинг так тюнинг!
Посмотреть на Жужик приезжают практически каждый день, даже из других городов...Да, дружище, ты так знаменитым будешь! (Это я о машине, конечно).
Сообщаем, что работа по внешнему тюнингу практически завершена. Остаётся только улучшить салон. Но двигатель помощнее не помешал бы! Работа продолжается. Может, вскоре маленький Жужик превратится в "грозный" хот род!
Фотографии с завершенным тюнингом, на которых Жужик предстает во всём своём великолепии и обаянии смотрите в "Фотогалерее" Заходите на наш сайт!!! Пишите нам!!! Я буду ждать.
Ответы
на часто задаваемые вопросы |
Принимая во внимание, что наиболее часто задается один и тот же вопрос, даю шаблонный ответ (обобщенно).
Итак, вопрос: Как поставить на "горбатый" литые диски?
Прежде всего необходимо учитывать, что это т.н. "Ноу-хау". Поэтому, опираясь на свой личный опыт, предлагаю несколько вариантов, требующих различного оборудования и материальных вложений. Исходить нужно также из ваших инструментальных возможностей.
Вариант 1. Если задача состоит в том, чтобы поставить увеличенную по ширине резину, то самый простой (и дешевый) путь - расширить стандартный "запорожский" диск до необходимой ширины. Эту процедуру делают на некоторых СТО под заказ клиента. Работа требует известной квалификации. Расширенный по ободу диск смотрится достаточно эффектно, особенно, если его похромировать. Лишь бы позволили колесные арки. Так что прежде рекомендую хорошенько все промерить. Резина 205x13 мне лично встречалась.
Вариант 2. Изготовление переходных накладных дисков на барабане. Тоже не очень дорогой. Для этого также необходимо все тщательно промерять. Здесь важно создать хороший запас прочности при наименьшем весе переходной план-шайбы. Лучше использовать титан, дюраль или подобный металл, но достать его сложно. Крепите план-шайбу к барабану болтами, а литой диск, через шпильки - к план шайбе. Естественно, отверстия сверлятся на координатном станке. Желательно после этого сбалансировать барабаны вместе с план-шайбами. И не стоит забывать о том, что увеличение массы тормозного барабана ухудшает управляемость машины.
Вариант 3. Изготовить другие барабаны. Вариант заманчивый, но осуществить сложно. Чертежей нет.
Вариант 4. Взять элементы подвески от другого автомобиля.
Возможно, есть и другие варианты.Удачи!